УДК 393.05

EDN LDULFA

 

Культ святых у татар Республики Мордовия: содержание и трансформация

Агишев Р. Р.

 

Аннотация

Введение. Вопросы содержания и трансформации культа мусульманских святых в условиях полиэтнического региона представляют собой значимую научную проблему, способную более полно осветить характер развития исламских практик вдали от традиционных центров распространения ислама.

Материалы и методы. Использовались результаты полевых исследований: полуформализованного интервью (2019 г., n = 47), глубинного интервью (2019 — 2020 гг., n = 23), включенного наблюдения (2019 — 2021 гг.). Под термином «мусульманские святые» нами понимаются сакрализированные в народной памяти фигуры реально существовавших жителей региона — авлия, которые отличались особой набожностью, праведностью, сверхъестественными духовными или физическими способностями и ассоциировались у местных жителей с исламом.

Результаты исследования и их обсуждение. В статье предпринимается попытка реконструировать образ святых у татар Республики Мордовия и сложившийся вокруг них особый ритуал почитания. Критерием сакрализации выступали праведная жизнь и подвижническое служение на благо местному сообществу верующих. Вследствие антирелигиозной борьбы советского государства в течение XX в. и процессов исламского возрождения конца 80-х гг. — начала 90-х гг. XX в. бытование культа мусульманских святых в регионе практически прекратилось. Сегодня фиксируется неоднозначное, чаще негативное, отношение к авлия со стороны мусульманского духовенства республики, как правило, отрицающих наличие подобных фигур в истории региона.

Заключение. Сделан вывод о том, что культ мусульманских святых у татар региона носил преимущественно локальный (сельский) характер и не распространялся за пределы местного сообщества, а святые выступали в качестве покровителей села. Персоны мусульманских праведников у местных татар остаются малоизученной проблемой, способной осветить малоизученные периоды развития «народного» ислама в Республике Мордовия.

Ключевые слова: авлия, мусульманские святые, культ, ислам, синкретизм, суфизм, татары

Для цитирования: Агишев Р. Р. Культ святых у татар Республики Мордовия: содержание и трансформация // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. Т. 15, № 1 (65). С. 201 — 211. EDN LDULFA

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Абянов Р. В., Сафаров М. А. «Татарская вера». Образ ислама у русского населения Рязанской области // Minbar. Islamic Studies. 2021. Vol. 14, № 2. С. 310 — 334.

2. Агишев Р. Р. «Народный» ислам в Республике Мордовия: отдельные аспекты религиозного и культурного синкретизма // Исламоведение. 2019. Т. 10, № 4. С. 101 — 108.

3. Агишев Р. Р., Баринова О. Н., Манаева И. В. Похоронно-поминальная обрядность татар-мишарей Республики Мордовия // Исламоведение. 2021. Т. 12, № 1 (47). С. 83 — 94.

4. Бареев М. Ю., Агишев Р. Р. Региональные особенности некоторых традиций и обычаев в современном исламе // Регионология. 2020. Т. 28, № 2. С. 303 — 321.

5. Белкин А. И. «Рост религиозного движения здесь... имеется» (мусульмане Мордовии в первое послевоенное десятилетие» // Эхо веков. 2009. № 1. С. 283 — 287.

6. Бутаева А. М. Исламское возрождение в России // Вестник Дагестанского научного центра. 2010. № 36. С. 73 — 81.

7. Габдрахманова Г. Ф., Уразманова Р. К. Мусульманский культ святых у татар волго-уральского региона: особенности формирования и трансформации // Этнографическое обозрение. 2018. № 2. С. 58 — 75.

8. Гуров М. Б. Агиальный сакральный ландшафт как особый тип сакрального ландшафта // Вестник МГУКИ. 2020. № 4 (96). С. 35 — 51.

9. Гусева Ю. Н. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в XX веке: формы, смыслы, значение. М.: Медина, 2013. 217 с.

10. Гусева Ю. Н. Российский мусульманин в XX веке (на материалах Среднего Поволжья): моногр. Самара: Офорт, 2013. 415 с.

11. Давлетшина Л. Х. Моления о дожде в традиции казанских татар // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 — 1 (78). С. 16 — 18.

12. Девятаев А. С. Исламский фактор в Республике Мордовия: социокультурный и этнополитический аспекты развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 2. С. 282 — 284.

13. Евдокимов И. В. Интерпретация святости как праведности в исламе // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2020. № 18. С. 387 — 394.

14. Занкина А. Н. Влияние комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах на татарскую умму Лямбирского района Мордовской АССР // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 3. С. 146 — 150.

15. Идиатуллов А. К. «Священные» объекты татар и башкир Среднего Поволжья и Приуралья // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. №. 52. С. 89 — 94.

16. Исхаков Р. Р. Культ мусульманских святых в религиозно-обрядовой традиции татар-крящен Волго-Уралья (XIX — начало XX в.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12, ч. 3. С. 78 — 81.

17. Литвинов В. П. Реликты языческих верований в исламском «культе святых» // Исламоведение. 2019. Т. 10, № 3 (41). С. 61 — 70.

18. Миннуллин И. Р. Исламское возрождение в татарской деревне Мордовии в советский и постсоветский периоды // Историческая этнология. 2016. Т. 1, № 1. С. 116 — 145.

19. Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: ист.-этногр. исслед.: моногр. М.: Наука, 1972. 248 с.

20. Насыров И. Р. К вопросу о сущности исламского мистицизма (суфизма) // Религиоведение. 2007. № 4. С. 37 — 44.

21. Панков И. А. Культ святых в исламе: социальное пространство мазара // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 9 (42). С. 139 — 154.

22. Раджабов Р. А. Основные конфессиональные противоречия между суфизмом и ваххабизмом // Исламоведение. 2009. № 2. С. 107 — 115.

23. Сапронова М. А., Чечевишников А. Л., Ярлыкапов А. А. Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 122 — 136.

24. Селезнев А. Г. Ислам в Сибири: некоторые направления антропологического изучения // Этнография. 2018. № 2. С. 160 — 187.

25. Сефербеков Р. И., Сефербеков М. Р. Культ святых в исламе у табасаранцев: традиции и современность // Исламоведение. 2017. Т. 8, № 4 (34). С. 17 — 31.

26. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969. 336 с.

27. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — начало XX в.). Казань: Дом печати, 2001. 197 с.

28. Maroney Е. Religious Syncretism. New York: SCM Press, 2006. 222 p.

 

Информация об авторе:

Руслан Ряфатевич Агишев, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга правовых процессов Научного центра социально-экономического мониторинга (430005 Россия, г. Саранск, ул. Богдана Хмельницкого, 39А), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0179-8336, agishev2019@gmail.com

 

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

 

Статья поступила в редакцию 27.10.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 01.12.2022.