УДК 391.2

EDN LMSCPW

 

Женские практики покрывания головы в Тунисе в XX — XXI вв.

Аброськина Е. В.

 

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются повседневные и ритуальные практики использования традиционного покрывала (сэфсэри), хиджаба и никаба на территории восточного побережья Туниса с середины XX в. до настоящего времени.

Материалы и методы. В качестве основного источника в работе над статьей ис­пользовались полевые материалы автора, собранные на территории восточного побережья Туниса (Монастир, Сус, Махдия), а также в г. Кайруан и Тунис в 2017 — 2019 гг. Эмоциональная агентность материальных предметов — мало разработанная в антропологии тема, поэтому в основу работы легли теории, созданные на базе исторических исследований и применяемые по отношению к текстам. В частности, для анализа материалов используется теория историка Б. Розенвейн об эмоциональных сообществах.

Результаты исследования и их обсуждение. Подробно останавливаясь на истории возникновения предметов покрывания в женских практиках в 1950 — 1980-е гг., автор рассматривает эмоциональную реакцию тунисского общества на использование каждого из этих предметов; образование сообществ, члены которых разделяли между собой сходные чувства (любовь, ненависть, уважение, страх и др.) в зависимости от выбранного предмета покрывания головы (сэфсэри, хиджаб и никаб).

Заключение. В исследовании продемонстрирована возможность вещи стать объектом эмоционального раздражения и краеугольным камнем дискуссий о том, имеет ли она право на существование и повседневное использование; участие государства в регулировании возможности применения того или иного предмета.

Ключевые слова: Тунис, практики покрывания головы, головное покрывало, хиджаб, никаб, этнография

Для цитирования: Аброськина Е. В. Женские практики покрывания головы в Тунисе в XX — XXI вв. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. Т. 15, № 2 (66). С. 166 — 177. EDN LMSCPW

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Албогачиева М.С.-Г. Хиджаб современной мусульманки: традиция или мода? // Minbar. Islamic Studies. 2020. Т. 13, № 3. С. 578 — 602.

2. Charrad M. M. Policy Shifts: State, Islam, and Gender in Tunisia, 1930s — 1990s // Social Politics: International Studies in Gender, State & Society. 1997. Vol. 4, issue. 2. P. 284 — 319.

3. Dolan A., Holloway S. Emotional Textiles: An Introduction // TEXTILE: The Journal of Cloth and Culture. 2016. Vol. 14, issue. 2. P. 152 — 159.

4. Freedom without Permission. Bodies and Space in the Arab Revolutions. Durham and London: Duke University Press, 2016. 304 p.

5. Rosenwein B. H. Emotional Communities in the Early Middle Ages. Ithaca; London: Cornell University Press. 2006. 248 p.

6. Stillman Y. K. Arab Dress: From the Dawn of Islam to Modern Times. Leiden; Boston: Brill, 2003. 300 p.

 

Статья поступила в редакцию 01.02.2023; одобрена после рецензирования 06.03.2023; принята к публикации 10.03.2023.

 

Информация об авторе:

Евгения Вячеславовна Аброськина, младший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа (190000, Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2960-5658, evgeniia.abroskina@gmail.com

 

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.