УДК 821.512.111.0-3

EDN LNSZVQ

 

Нон-фикшн в современной чувашской прозе (на материале жанра повести)

Никифорова В. В.

 

Аннотация

Введение. Современная чувашская проза представляет собой сложное и многогранное явление, в котором сосуществуют разнообразные художественно-стилевые формы [7]. Изучение современного литературного процесса в целом и прозы в частности представляет собой весьма актуальную задачу в литературоведении. В статье на основе описания отдельных жанровых разновидностей повести исследуется один из аспектов современной прозы, определяемый как нон-фикшн.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили художественные произведения современных чувашских писателей, а именно, жанр повести. С точки зрения заявленной темы материал в чувашском литературоведении анализируется впервые, поэтому основными при его изучении являются описательный и структурный методы. Хронологические рамки исследуемых текстов — начало XXI в.

Результаты исследования и их обсуждение. Автор статьи впервые ставит вопрос о необходимости отдельного изучения выбранных прозаических произведений с документальным началом в рамках понятия «нон-фикшн».

Заключение. Изучение отдельных аспектов функционирования жанра способствует пониманию его общих, характерных особенностей на данном этапе, а также принципов создания художественного мира современной прозы в целом. В перспективе полученные результаты могут быть использованы при создании монографических работ по прозе начала XXI в.

Ключевые слова: нон-фикшн, современная проза, XXI в., чувашская проза, повесть, жанровые разновидности повести, документальная повесть, военная повесть, автобиографическая повесть, повесть в письмах

Для цитирования: Никифорова В. В. Нон-фикшн в современной чувашской прозе (на материале жанра повести) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. Т. 15, № 2 (66). С. 178 — 185. EDN LNSZVQ

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Абрамов В. А. Становление и развитие чувашской повести: автореф. дис. … канд. филол. наук. Чебоксары, 2002. 19 с.

2. Арпентьева М. Р. Особенности нон-фикшн-литературы // Текст в языковом, историческом, философском пространстве: сб. науч. тр. М.: МФЮА, 2019. С. 215 — 220.

3. Гвоздев А. Б. Искусство факта. Понятие «креатив-нон-фикшн» // Балтийский филологический курьер. 2011. № 8. С. 241 — 249.

4. Казакова Г. М. Нон-фикшн в современной книжной культуре // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3 (47). С. 7 — 12.

5. Мачеева А. В. К вопросу о духовной прозе как литературе нон-фикшн // Грани познания. 2015. № 3 (37). С. 82 — 84.

6. Местергази Е. Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе XX века): автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2008. 49 с.

7. Никифорова В. В. Современный литературный процесс: чувашская интеллектуальная проза рубежа XX — XXI веков. Чебоксары: ЧГИГН, 2018. С. 3 — 9. (Науч. доклады / ЧГИГН; вып. 25).

8. Савельева Е. А. Между литературой и журналистикой: нон-фикшн в зарубежном и отечественном литературоведении // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 2 (83). С. 85 — 91.

9. Чекушкина Е. П. Исторический ракурс и жанровое многообразие современной чувашской прозы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12 (90), ч. 2. C. 266 — 269.

 

Статья поступила в редакцию 31.03.2023; одобрена после рецензирования 11.04.2023; принята к публикации 17.04.2023.

 

Информация об авторе:

Вера Витальевна Никифорова, старший научный сотрудник филологического направления Чувашского государственного института гуманитарных наук, кандидат филологических наук  (428015, Россия, г. Чебоксары, Московский пр-т, 29/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0175-5678, vera.nickiforova@yandex.ru

 

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.