УДК 821.511.152

EDN UOINFG

 

Проблемно-тематическое своеобразие рассказов А. Доронина

Шеянова С. В.

 

Аннотация

Введение. В современном литературоведении изучение художественного процесса сквозь призму жанровой специфики признается продуктивным и стратегически важным научным подходом, поскольку жанр способен отражать наиболее устойчивые тенденции развития литературы, обуславливать технологии и модели творческой реализации индивидуально-авторской концепции мира и личности — особенности развития сюжета, построения хронотопа, структурирования персонажной системы, выбор арсенала средств образности. В связи с этим особую значимость приобретает исследование жанровых процессов (диалектика отдельного жанра, интеграционные отношения между жанрами), происходящих в мордовской литературе начала ХХI в., а также рефлексия их национально-художественного своеобразия, что проявляется в творческих экспериментах конкретных авторов. Статья посвящена изучению рассказов А. Доронина, характеризующихся тематической многоплановостью, актуализацией насущных проблем действительности, отражением трагического мироощущения современника. Цель статьи — выявить доминирующие проблемно-тематические кластеры в малой прозе писателя, определить особенности авторского миромоделирования. 

Материалы и методы. Материалом исследования послужили рассказы А. Доронина, впервые подвергающиеся научной рефлексии и вводимые в контекст современного финно-угорского литературоведения. Посредством метода целостного анализа художественного текста, метода описательной поэтики, а также структурно-семантического, сравнительно-сопоставительного, историко-функционального методов было проанализировано 20 произведений.

Результаты исследования и их обсуждение. Творчество А. Доронина нуждается в скрупулезном исследовании и научной рефлексии, поскольку определяет проблемно-тематическую доминанту современной мордовской литературы, стратегию жанровых процессов в ней. В рассказах писателя отражена рубежная эпоха, время глобализационных изменений, переформатирования моделей коммуникации в социуме, обусловившие особый тип сознания современника, трагичность его мироощущения, что, в свою очередь, привело к актуализации табуированных в советский период тем, наполнению проблем социально-бытового содержания аксиологическим, экзистенциальным смыслом. Автор изображает частные истории персонажей, посредством которых раскрывается обобщенная картина жизни современного общества.

Заключение. В результате проведенного исследования приходим к выводу о том, что в рассказах А. Доронина актуализированы малоисследованные в мордовской прозе проблемно-тематические кластеры: судьба пожилого человека, история маргинала, чеченская война, проблема детской инвалидности, проблема самоубийства. Обращение писателя к данному тематическому контенту обусловлено как внешними факторами эволюционирования национальной литературы, так и имманентными, внутрижанровыми, тенденциями, а также индивидуально-творческой концепцией автора, стремящегося объективировано раскрыть социальные, духовно-этические проблемы современности, проследить взаимосвязи человека и общества.

Ключевые слова: современная мордовская проза, мордовский рассказ, А. Доронин, проблемно-тематический кластер, персонаж, образ 

Для цитирования: Шеянова С. В. Проблемно-тематическое своеобразие рассказов А. Доронина // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. Т. 15, № 3. С. 164 — 177. EDN UOINFG

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Божкова Г. Н., Ахметзянова Э. И. Болезни и недуги героев подростковой прозы ХХ — XXI вв. // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4 (37).          С. 457 — 460.

2. Бухалова Н. А. Семья пожилых людей в ракурсе социально-философского анализа // Дискуссия. 2012. № 6. С. 17 — 20.

3. Демин В. И. Моран Россиясо эсень эрзянь кельсэ…: эрзянь писательде ёвтнема (Пою в России на своем эрзянском…). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. 232 с.

4. Ермина Н. И. Мордовский рассказ 1990 — 2010-х годов: жанровые формы, проблематика, поэтика: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саранск, 2022. 27 с.

5. Зайцева Т. И. Удмуртская проза второй половины XX — начала XXI века: национальный мир и человек. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2009. 376 с.

6. Кедяркин С. Н. Эволюция творчества Александра Доронина: дис. … канд. филол. наук. Саранск, 2001. 236 с.

7. Кондратьева Н. В. Художественное своеобразие современной удмуртской прозы о войне (на материале повести Е. Миннигараевой «Где ты, сынок?») // Финно-угорский мир. 2016. № 4 (29). С.  24 — 29.

8. Пономарева Т. А. Маргинальный герой в прозе Р. Сенчина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2017. Т. 22, № 2. С. 274 — 281.

9. Сизых О. В. Поэтика современного российского рассказа // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2012. Т. 9, № 2. С. 123 — 129.

10. Старыгина Н. Н. Христианская семантика рассказа «Христос в гостях у мужика» Н. С. Лескова // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18, № 2. С. 238 — 259.

11. Тяпченко О. А. Мотив самоубийства и художественное представление праведного / греховного начал в образной системе прозы Веры Галактионовой // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 5. С. 98 — 100.

12. Федунина О. В. Литературный сон: между нарратологией и жанрологией // Новый филологический вестник. 2015. № 2 (33). С. 52 — 61.

13. Шеянова С. В. Современный мордовский роман: проблематика, поэтика. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 284 с.

14. Шеянова С. В., Юсупова Н. М. Специфика интерпретации истории в повести А. Доронина «Волчий овраг» // Вестник угроведения. 2021. Т. 11, № 1. С. 139 — 147.

 

Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 14.04.2023; принята к публикации 20.04.2023.

 

Информация об авторе:

Светлана Васильевна Шеянова, профессор кафедры финно-угорской филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), доктор филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6504-3410, sheyanovas@mail.ru

 

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.