УДК (908)

EDN JSGMEA

 

Особенности развития российского автоспорта (на примере автомобильных заводов Поволжского региона)

Бимеева А. Р.

 

Аннотация

Введение. Автомобильный спорт с развитием промышленности со второй половины ХХ в. начал стремительно приобретать популярность. К настоящему моменту нами не обнаружено основополагающих исследований о роли автозаводов (в первую очередь Ульяновского и Камского) в развитии автоспорта, и данная статья является попыткой частично заполнить этот пробел. Цель статьи состоит в выявлении особенностей развития российского автоспорта на примере автомобильных заводов Поволжского региона.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были рассмотрены научная литература по данному вопросу, материалы прессы и документы, извлеченные из Государственного архива новейшей истории Ульяновской области. В ходе работы использовались следующие методы: историко-хронологический, идеографический (описательный), анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение. Автоспорт представляет собой побочный, но важный продукт автомобильной промышленности. Советская автомобильная индустрия улучшала качество выпускаемой продукции и успешно демонстрировала новые технические решения конструкторов на автокроссах. Автоспорт повышает качество повседневной жизни и досуга населения и позволяет оценить технические характеристики автомобилей в экстремальных условиях, а также способствует совершенствованию инфраструктуры регионов, поднятию международного престижа страны. Результаты исследования могут служить основой для последующего изучения особенностей автоспорта на примере предприятий автомобильной индустрии Поволжского региона.

Заключение. Автомобильный спорт в силу многих объективных причин недостаточно сформирован в России, тем не менее при условии функционирования автомобильной промышленности и значительной поддержке государства у данного вида спорта есть перспективы для дальнейшего развития.

Ключевые слова: автомобильный спорт, автокросс, повседневность, досуг, Ульяновский автозавод, Тольяттинский автозавод, Камский автозавод

Для цитирования: Бимеева А. Р. Особенности развития российского автоспорта (на примере автомобильных заводов Поволжского региона) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. Т. 15, № 1 (65). С. 139 — 153. EDN JSGMEA

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Алексеев К. А. Спортивная пресса России XIX — начала ХХ веков (историко-типологический анализ): автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2008. 27 с.

2. Богданов М. В. Развитие профессионально-важных качеств водителей автотранспорта средствами и методами подготовки спортсменов-автогонщиков: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010. 26 с.

3. Бочкарева А. С., Лавров Д. А. Из истории зарождения и развития автоспорта и гоночного автомобилестроения в России // Научные труды КубГТУ: электрон. сетевой политемат. журн. 2019. № 2. С. 268 — 276.

4. Глемин А. М., Мельников Ф. П., Третьяков А. М. Первый этап автомобилизации России // Наземные транспортно-технологические средства: проектирование, производство, эксплуатация: материалы I Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Чита, 2016. С. 116 — 125.

5. Гончарик А. А. Образы и места проведения Гран-при Формулы-1 в городской среде // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16, № 5. С. 108 — 122.

6. Доронкин В. Г., Лямин А. С. Развитие автомобильного спорта в городе Тольятти: 1966 — 2016 гг. // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 90 — 93.

7. Ильин А. Б. Анализ систем управления профессиональными автомобильными соревнованиями // Направления социально-экономического развития региональной экономики: материалы междунар. науч.-практ. «круглого стола». Калуга, 2016. С. 233 — 238.

8. Ильин А. Б. Институциональные механизмы развития российского автомобильного спорта // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы VIII медждунар науч.-практ. конф. М., 2016. С. 58 — 61.

9. Ильин А. Б. Концепция развития автомобильного спорта в России // Мир новой экономики. 2019. Т. 13, № 1. С. 48 — 66.

10. Камалян А. М. Особенности проведения научных исследований в спорте высших до­стижений на примере «Формулы-1» // Lex Russica (Русский закон). 2020. Т. 73, № 7 (164). С. 146 —     155.

11. Кармышов Д. Д., Зенченко В. А. Исследование и разработка технологий по подготовке двигателей российского производства к спортивным соревнованиям легковых автомобилей в классе «Touring» // 79-я Международная научно-методическая и научно-исследовательская конференция МАДИ. М., 2021. С. 151 — 158.

12. Кузнецов А. А. Оптимизация психофизической подготовленности автогонщиков ралли высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 24 с.

13. Кулинченко М. И. История использования маркетинговых коммуникаций в сфере автоспорта // Juvenis Scientia. 2018. № 10. С. 24 — 27.

14. Кулинченко М. И. SMM как основа продвижения автогоночных команд в сети Интернет // Juvenis Scientia. 2018. № 4. С. 14 — 16.

15. Московских В. В. Специально-направленная физическая подготовка автогонщиков-раллистов к соревнованиям в условиях жаркого климата: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 22 с.

16. Мустафин И. Р. Развитие автомобильного спорта в СССР в 1965—1975 гг. // Вестник Нижегородского института управления. 2016. № 2 (39). С. 49 — 53.

17. Сергей Воробьев: «Гран-При „Формулы-1“ работает на укрепление статуса России как одной из ведущих спортивных держав современного мира» // Вестник Российского Международного Олимпийского университета. 2014. № 4 (13). С. 58 — 65.

18. Сумская А. С., Вахрушева А. С. Отечественная автомобильная журналистика в печати и на телевидении // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). С. 118 — 128.

 

Информация об авторе

Альфия Равилевна Бимеева, учитель истории и обществознания Старокулаткинской средней школы № 2 имени Героя РФ Р. М. Хабибуллина (433940, Россия, Ульяновская область, рп Старая Кулатка, ул. Куйбышева, 9), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1820-2279, bimeeva93@mail.ru

 

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.

 

Статья поступила в редакцию 17.08.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 24.10.2022.