Научный журнал “Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия”
The journal “Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia”
УДК 393.05
EDN LDULFA
Культ святых у татар Республики Мордовия: содержание и трансформация
Агишев Р. Р.
Аннотация
Введение. Вопросы содержания и трансформации культа мусульманских святых в условиях полиэтнического региона представляют собой значимую научную проблему, способную более полно осветить характер развития исламских практик вдали от традиционных центров распространения ислама.
Материалы и методы. Использовались результаты полевых исследований: полуформализованного интервью (2019 г., n = 47), глубинного интервью (2019 — 2020 гг., n = 23), включенного наблюдения (2019 — 2021 гг.). Под термином «мусульманские святые» нами понимаются сакрализированные в народной памяти фигуры реально существовавших жителей региона — авлия, которые отличались особой набожностью, праведностью, сверхъестественными духовными или физическими способностями и ассоциировались у местных жителей с исламом.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье предпринимается попытка реконструировать образ святых у татар Республики Мордовия и сложившийся вокруг них особый ритуал почитания. Критерием сакрализации выступали праведная жизнь и подвижническое служение на благо местному сообществу верующих. Вследствие антирелигиозной борьбы советского государства в течение XX в. и процессов исламского возрождения конца 80-х гг. — начала 90-х гг. XX в. бытование культа мусульманских святых в регионе практически прекратилось. Сегодня фиксируется неоднозначное, чаще негативное, отношение к авлия со стороны мусульманского духовенства республики, как правило, отрицающих наличие подобных фигур в истории региона.
Заключение. Сделан вывод о том, что культ мусульманских святых у татар региона носил преимущественно локальный (сельский) характер и не распространялся за пределы местного сообщества, а святые выступали в качестве покровителей села. Персоны мусульманских праведников у местных татар остаются малоизученной проблемой, способной осветить малоизученные периоды развития «народного» ислама в Республике Мордовия.
Ключевые слова: авлия, мусульманские святые, культ, ислам, синкретизм, суфизм, татары
Для цитирования: Агишев Р. Р. Культ святых у татар Республики Мордовия: содержание и трансформация // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. Т. 15, № 1 (65). С. 201 — 211. EDN LDULFA
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Абянов Р. В., Сафаров М. А. «Татарская вера». Образ ислама у русского населения Рязанской области // Minbar. Islamic Studies. 2021. Vol. 14, № 2. С. 310 — 334.
2. Агишев Р. Р. «Народный» ислам в Республике Мордовия: отдельные аспекты религиозного и культурного синкретизма // Исламоведение. 2019. Т. 10, № 4. С. 101 — 108.
3. Агишев Р. Р., Баринова О. Н., Манаева И. В. Похоронно-поминальная обрядность татар-мишарей Республики Мордовия // Исламоведение. 2021. Т. 12, № 1 (47). С. 83 — 94.
4. Бареев М. Ю., Агишев Р. Р. Региональные особенности некоторых традиций и обычаев в современном исламе // Регионология. 2020. Т. 28, № 2. С. 303 — 321.
5. Белкин А. И. «Рост религиозного движения здесь... имеется» (мусульмане Мордовии в первое послевоенное десятилетие» // Эхо веков. 2009. № 1. С. 283 — 287.
6. Бутаева А. М. Исламское возрождение в России // Вестник Дагестанского научного центра. 2010. № 36. С. 73 — 81.
7. Габдрахманова Г. Ф., Уразманова Р. К. Мусульманский культ святых у татар волго-уральского региона: особенности формирования и трансформации // Этнографическое обозрение. 2018. № 2. С. 58 — 75.
8. Гуров М. Б. Агиальный сакральный ландшафт как особый тип сакрального ландшафта // Вестник МГУКИ. 2020. № 4 (96). С. 35 — 51.
9. Гусева Ю. Н. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в XX веке: формы, смыслы, значение. М.: Медина, 2013. 217 с.
10. Гусева Ю. Н. Российский мусульманин в XX веке (на материалах Среднего Поволжья): моногр. Самара: Офорт, 2013. 415 с.
11. Давлетшина Л. Х. Моления о дожде в традиции казанских татар // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 — 1 (78). С. 16 — 18.
12. Девятаев А. С. Исламский фактор в Республике Мордовия: социокультурный и этнополитический аспекты развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 2. С. 282 — 284.
13. Евдокимов И. В. Интерпретация святости как праведности в исламе // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2020. № 18. С. 387 — 394.
14. Занкина А. Н. Влияние комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах на татарскую умму Лямбирского района Мордовской АССР // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 3. С. 146 — 150.
15. Идиатуллов А. К. «Священные» объекты татар и башкир Среднего Поволжья и Приуралья // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. №. 52. С. 89 — 94.
16. Исхаков Р. Р. Культ мусульманских святых в религиозно-обрядовой традиции татар-крящен Волго-Уралья (XIX — начало XX в.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12, ч. 3. С. 78 — 81.
17. Литвинов В. П. Реликты языческих верований в исламском «культе святых» // Исламоведение. 2019. Т. 10, № 3 (41). С. 61 — 70.
18. Миннуллин И. Р. Исламское возрождение в татарской деревне Мордовии в советский и постсоветский периоды // Историческая этнология. 2016. Т. 1, № 1. С. 116 — 145.
19. Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: ист.-этногр. исслед.: моногр. М.: Наука, 1972. 248 с.
20. Насыров И. Р. К вопросу о сущности исламского мистицизма (суфизма) // Религиоведение. 2007. № 4. С. 37 — 44.
21. Панков И. А. Культ святых в исламе: социальное пространство мазара // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 9 (42). С. 139 — 154.
22. Раджабов Р. А. Основные конфессиональные противоречия между суфизмом и ваххабизмом // Исламоведение. 2009. № 2. С. 107 — 115.
23. Сапронова М. А., Чечевишников А. Л., Ярлыкапов А. А. Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 122 — 136.
24. Селезнев А. Г. Ислам в Сибири: некоторые направления антропологического изучения // Этнография. 2018. № 2. С. 160 — 187.
25. Сефербеков Р. И., Сефербеков М. Р. Культ святых в исламе у табасаранцев: традиции и современность // Исламоведение. 2017. Т. 8, № 4 (34). С. 17 — 31.
26. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969. 336 с.
27. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — начало XX в.). Казань: Дом печати, 2001. 197 с.
28. Maroney Е. Religious Syncretism. New York: SCM Press, 2006. 222 p.
Информация об авторе:
Руслан Ряфатевич Агишев, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга правовых процессов Научного центра социально-экономического мониторинга (430005 Россия, г. Саранск, ул. Богдана Хмельницкого, 39А), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0179-8336, agishev2019@gmail.com
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 27.10.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 01.12.2022.