УДК 94(470) «18/19»:373.1

EDN ZEWVEG

 

Научная статья

 

Особенности организации учебно-воспитательной работы в образцовых школах Астраханской губернии в 1880 — 1917 гг.

Кулакова Н. И., Черник М. В.

 

Аннотация

Введение. Сегодня идет активный поиск новых форматов учебно-воспитательной деятельности, что порождает необходимость изучения и анализа исторического опыта подобной работы, накопившегося и в сфере церковных институтов. Объединение усилий в учебно-воспитательной работе церковных служителей и государственных учреждений, по мнению властей, было способно дать бесценный опыт, поскольку именно духовное воспитание могло решить задачи, сложно реализуемые светской властью. Для их осуществления потребовался синтез передовых методических идей и образовательных возможностей Русской православной церкви. Идеи формирования практических навыков у обучающихся духовных образовательных учреждений, безусловно, положительно отразились на качестве работы церковно-приходских школ Астраханской губернии.

Материалы и методы. Базовым материалом для исследования являются статистические данные, отчеты и авторские статьи о работе образцовых школ в Астрахани, размещенные на страницах официального журнала Астраханской и Енотаевской епархии — «Астраханские епархиальные ведомости», — издававшегося в 1875 — 1918 гг. В ходе работы были использованы компаративный, ретроспективный и историко-статистический методы.

Результаты исследования и их обсуждение. В качестве самостоятельного предмета изучения образцовые школы Астраханской губернии в 1880 — 1917 гг. еще не выступали. В современной литературе не получили отражение такие важные аспекты, как процесс организации образовательного процесса учащихся духовной семинарии и епархиального женского училища, методы их обучения и подготовки к практическим занятиям в образцовых школах.

Заключение. Просветительская деятельность РПЦ в Астрахани во второй половине XIX — начале XX в. являлась отражением активной работы в этом направлении духовной семинарии, епархиального женского училища и образцовых школ при этих духовных учебных заведениях. Деятельность образцовых школ была направлена не только на развитие педагогических способностей семинаристов и воспитанниц, но и на подготовку детей к обучению в училищах или гимназиях. Практические занятия семинаристов и воспитанниц стали новым методом обучения будущих педагогов.

Ключевые слова: учебно-воспитательная работа, духовная семинария, епархиальное женское училище, образцовая школа, церковно-приходская школа

Благодарности: публикация подготовлена на основе доклада на межрегиональной научно-практической конференции «II Спасские чтения в честь преподобномученицы Екатерины Симбирской» (г. Ульяновск, Спасский женский монастырь, 17 — 18 февраля 2023 г.).

Для цитирования: Кулакова Н. И., Черник М. В. Особенности организации учебно-воспитательной работы в образцовых школах Астраханской губернии в 1880 — 1917 гг. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2024. Т. 16, № 1. С. 73 — 84. EDN ZEWVEG

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Алешина С. А. Качество подготовки учителей: историко-культурный контекст (на примере церковно-приходских школ Оренбургской епархии) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 16 — 19.

2. Горячева А. А. Пастырство и учительство: Нужен ли духовной семинарии предмет «педагогика» (журнальная дискуссия XIX в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2010. № 4 (19). С. 81 — 96.

3. Дорофеева А. А., Тимофеева Е. Г. Организация духовного образования и воспитания в женском епархиальном училище г. Астрахани // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 1 (62). С. 9 — 14.

4. Дорофеева А. А. Степанов С. Ю. К истории открытия образцовых начальных школ в Астраханской епархии // Астраханские Петровские чтения: материалы IV Междунар. науч. конф. (Астрахань, 19 декабря 2019 г.): сб. ст. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2020. С. 151 — 153.

5. Ермачкова Е. П. Образование и просвещение в западносибирской деревне (1861 — 1913 гг.). Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2010. 192 с.

6. Красницкая Т. А. Система управления церковными школами в дореволюционной России (на материалах Владимирской и Костромской губерний) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 5 (42). С. 14 — 29.

7. Кучерук И. В. «Школьная повседневность» учащихся образовательных учреждений г. Астрахань в конце XIX — начале XX вв. // Социально-экономические и экологические аспекты развития Прикаспийского региона: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Элиста,  28 — 30 мая 2019 г.). Элиста: Изд-во Калмыцкого университета им. Б. Б. Городовикова, 2019. С. 636 — 638.

8. Монякова О. А. Начальные школы при семинариях и училищах «девиц духовного звания» // Наука и школа. 2011. № 2. С. 138 — 140.

9. Никитина М. Н. Начальные школы духовного ведомства в г. Тобольске в первые годы XX века // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Всерос. науч.-практ. конф. (Нижневартовск, 20 февраля 2021 г.): сб. тр. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2021. С. 63 — 67.

10. Синельников С. П. Роль законоучителя в религиозном образовании и воспитании детей в дореволюционной школе (по материалам журнальной периодики) // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3. С. 257 — 267.

11. Шкарлат Л. П. Образцовые церковно-приходские школы при Симферопольском епархиальном женском училище и Таврической духовной семинарии — практическая база для подготовки высококвалифицированных учителей для начальных школ Крыма // Январские педагогические чтения. 2016. № 2 (14). С. 93 — 97.

 

Статья поступила в редакцию 19.07.2023; одобрена после рецензирования 30.09.2023; принята к публикации 07.10.2023.

 

Информация об авторах:

Наталия Игоревна Кулакова, доцент кафедры истории России Астраханского государст­венного университета им. В. Н. Татищева (414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0363-2797, vol-na1986@yandex.ru

Мария Владимировна Черник, доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева (414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7464-2355, chernik-max@mail.ru

 

Вклад авторов:

Кулакова Н. И. — критический анализ и научное редактирование текста;

Черник М. В. — разработка концепции, развитие методологии, сбор данных и анализ литературы, написание первоначального варианта статьи.

 

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рук