Научный журнал “Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия”
The journal “Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia”
УДК 94(470) «18/19»:373.1
EDN ZEWVEG
Научная статья
Кулакова Н. И., Черник М. В.
Аннотация
Введение. Сегодня идет активный поиск новых форматов учебно-воспитательной деятельности, что порождает необходимость изучения и анализа исторического опыта подобной работы, накопившегося и в сфере церковных институтов. Объединение усилий в учебно-воспитательной работе церковных служителей и государственных учреждений, по мнению властей, было способно дать бесценный опыт, поскольку именно духовное воспитание могло решить задачи, сложно реализуемые светской властью. Для их осуществления потребовался синтез передовых методических идей и образовательных возможностей Русской православной церкви. Идеи формирования практических навыков у обучающихся духовных образовательных учреждений, безусловно, положительно отразились на качестве работы церковно-приходских школ Астраханской губернии.
Материалы и методы. Базовым материалом для исследования являются статистические данные, отчеты и авторские статьи о работе образцовых школ в Астрахани, размещенные на страницах официального журнала Астраханской и Енотаевской епархии — «Астраханские епархиальные ведомости», — издававшегося в 1875 — 1918 гг. В ходе работы были использованы компаративный, ретроспективный и историко-статистический методы.
Результаты исследования и их обсуждение. В качестве самостоятельного предмета изучения образцовые школы Астраханской губернии в 1880 — 1917 гг. еще не выступали. В современной литературе не получили отражение такие важные аспекты, как процесс организации образовательного процесса учащихся духовной семинарии и епархиального женского училища, методы их обучения и подготовки к практическим занятиям в образцовых школах.
Заключение. Просветительская деятельность РПЦ в Астрахани во второй половине XIX — начале XX в. являлась отражением активной работы в этом направлении духовной семинарии, епархиального женского училища и образцовых школ при этих духовных учебных заведениях. Деятельность образцовых школ была направлена не только на развитие педагогических способностей семинаристов и воспитанниц, но и на подготовку детей к обучению в училищах или гимназиях. Практические занятия семинаристов и воспитанниц стали новым методом обучения будущих педагогов.
Ключевые слова: учебно-воспитательная работа, духовная семинария, епархиальное женское училище, образцовая школа, церковно-приходская школа
Благодарности: публикация подготовлена на основе доклада на межрегиональной научно-практической конференции «II Спасские чтения в честь преподобномученицы Екатерины Симбирской» (г. Ульяновск, Спасский женский монастырь, 17 — 18 февраля 2023 г.).
Для цитирования: Кулакова Н. И., Черник М. В. Особенности организации учебно-воспитательной работы в образцовых школах Астраханской губернии в 1880 — 1917 гг. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2024. Т. 16, № 1. С. 73 — 84. EDN ZEWVEG
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина С. А. Качество подготовки учителей: историко-культурный контекст (на примере церковно-приходских школ Оренбургской епархии) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 16 — 19.
2. Горячева А. А. Пастырство и учительство: Нужен ли духовной семинарии предмет «педагогика» (журнальная дискуссия XIX в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2010. № 4 (19). С. 81 — 96.
3. Дорофеева А. А., Тимофеева Е. Г. Организация духовного образования и воспитания в женском епархиальном училище г. Астрахани // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 1 (62). С. 9 — 14.
4. Дорофеева А. А. Степанов С. Ю. К истории открытия образцовых начальных школ в Астраханской епархии // Астраханские Петровские чтения: материалы IV Междунар. науч. конф. (Астрахань, 19 декабря 2019 г.): сб. ст. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2020. С. 151 — 153.
5. Ермачкова Е. П. Образование и просвещение в западносибирской деревне (1861 — 1913 гг.). Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2010. 192 с.
6. Красницкая Т. А. Система управления церковными школами в дореволюционной России (на материалах Владимирской и Костромской губерний) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 5 (42). С. 14 — 29.
7. Кучерук И. В. «Школьная повседневность» учащихся образовательных учреждений г. Астрахань в конце XIX — начале XX вв. // Социально-экономические и экологические аспекты развития Прикаспийского региона: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Элиста, 28 — 30 мая 2019 г.). Элиста: Изд-во Калмыцкого университета им. Б. Б. Городовикова, 2019. С. 636 — 638.
8. Монякова О. А. Начальные школы при семинариях и училищах «девиц духовного звания» // Наука и школа. 2011. № 2. С. 138 — 140.
9. Никитина М. Н. Начальные школы духовного ведомства в г. Тобольске в первые годы XX века // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Всерос. науч.-практ. конф. (Нижневартовск, 20 февраля 2021 г.): сб. тр. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2021. С. 63 — 67.
10. Синельников С. П. Роль законоучителя в религиозном образовании и воспитании детей в дореволюционной школе (по материалам журнальной периодики) // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3. С. 257 — 267.
11. Шкарлат Л. П. Образцовые церковно-приходские школы при Симферопольском епархиальном женском училище и Таврической духовной семинарии — практическая база для подготовки высококвалифицированных учителей для начальных школ Крыма // Январские педагогические чтения. 2016. № 2 (14). С. 93 — 97.
Статья поступила в редакцию 19.07.2023; одобрена после рецензирования 30.09.2023; принята к публикации 07.10.2023.
Информация об авторах:
Наталия Игоревна Кулакова, доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева (414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0363-2797, vol-na1986@yandex.ru
Мария Владимировна Черник, доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева (414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7464-2355, chernik-max@mail.ru
Вклад авторов:
Кулакова Н. И. — критический анализ и научное редактирование текста;
Черник М. В. — разработка концепции, развитие методологии, сбор данных и анализ литературы, написание первоначального варианта статьи.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рук