Научный журнал “Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия”
The journal “Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia”
УДК 821.511.152
EDN BLDCSA
Научная статья
Анималистические образы в прозе мордовского писателя А. Доронина
Шеянова С. В.
Аннотация
Введение. В отечественном литературоведении традиционно актуальными считаются проблемы поэтики художественного произведения, к которым относятся вопросы структурирования персонажной системы, технологии моделирования образа. Особую значимость имеет исследование анималистической образности в современной мордовской литературе, где образы животных становятся важными функциональными сегментами художественного текста. Цель статьи — описать функции и семантику анималистических образов в прозе А. Доронина, охарактеризовать их обусловленность индивидуально-творческой концепцией мира и человека.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили рассказы А. Доронина, повесть «Верьгиз латко» («Волчий овраг»), романы «Кочкодыкесь — пакся нармунь» («Перепелка — птица полевая»), «Кузьма Алексеев». В работе использованы историко-литературный, описательный и структурно-семантический методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование функциональных возможностей и семантики анималистической образности в прозе писателя отражает общие представления о содержательной структуре и поэтике современной мордовской литературы. Представленные в его произведениях образы животных свидетельствуют об оригинальности художественного мышления автора, который с их помощью показывает не только общественные противоречия эпохи, но и эмоционально-психологическое состояние современника, дает оценку социуму.
Заключение. В произведениях А. Доронина образы животных выступают в роли сюжетообразующих элементов, создают ассоциативно-коммуникативный дискурс. Основные принципы изображения животных в прозе А. Доронина — антропоморфизм, антропоморфизм в сочетании с биоцентризмом и биоцентризм. Формы моделирования образов (или действующее лицо, или «животные» аллюзии) обусловлены идейным замыслом произведений, мироощущением автора, творчески осваивающего широкий диапазон проблем современной действительности.
Ключевые слова: современная мордовская проза, А. Доронин, анималистический образ, анималистический контекст, функция образа, семантика образа
Для цитирования: Шеянова С. В. Анималистические образы в прозе мордовского писателя А. Доронина // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2024. Т. 16, № 2. С. 173 — 186. EDN BLDCSA
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Асратян З. Д. Тематическая и концептуальная роль заглавия в художественном произведении // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22, № 2. С. 488 — 492.
2. Белогурова С. П. Анимализм как культурологический и художественный феномен в общественной мысли рубежа XIX — XX вв.: автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2011. 25 с.
3. Громов Д. В., Громова А. В. Люди и животные в романе «Тихий Дон» // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 3 (39). С. 45 — 52.
4. Демин В. И. Моран Россиясо эсень эрзянь кельсэ… [Пою в России на своем эрзянском…]. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. 232 с.
5. Жулева А. С. Антропоморфные образы в творчестве чукотского писателя Юрия Рытхэу // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2022. № 3 (40). С. 110 — 120.
6. Маршания К. М. «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» Т. С. Элиота в контексте английской литературной анималистики: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2022. 24 с.
7. Никитина Е. М. Анималистическая образность в прозе М. А. Шолохова 1920 — 1930-х годов (от «Донских рассказов» — к «Тихому Дону»): дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2015. 187 с.
8. Орехова Ю. С. Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт: автореф. дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2008. 22 с.
9. Раскина Е. Ю. Образы-символы животных в творчестве Н. С. Гумилева // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. 2019. № 1. С. 18 — 25.
10. Сусорева О. М. Творческая индивидуальность А. М. Доронина: жанровое многообразие прозы писателя в контексте отечественного литературно-художественного процесса // Финно-угорский мир. 2012. № 1 — 2. С. 24 — 29.
11. Тыменецка-Суханек Ю. «…Одержима духом анимализма»: биоцентризм в русской литературе (Борис Рябинин) // Природные стихии в русской словесности / отв. ред. А. И. Смирнова. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 195 — 205.
12. Храмова М. Н. Семантика зооморфных образов в современной европейской культуре: автореф. дис. … канд. культурологии. СПб., 2015. 25 с.
13. Цыбакова С. Б. Анималистические образы и мотивы как выражение экологической духовности в творчестве Анатоля Боровского // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6 — 5. С. 88 — 95.
14. Шеянова С. В. Проблемно-тематическое своеобразие рассказов А. Доронина // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. Т. 15, № 3. С. 191 — 204. URL: http://vestnikniign.ru/gallery/V-3-2023-st13.pdf
15. Шеянова С. В. Экологическая проблематика и философия природы в современном мордовском романе // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2. С. 107 — 109.
16. Эпштейн М. Н. Мир животных и самопознание человека (по мотивам русской поэзии XIX — ХХ вв.) // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. 1986: Человек — природа — искусство. Л.: Наука, 1986. С. 126 — 146.
Статья поступила в редакцию 05.10.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 19.12.2023.
Информация об авторе:
Светлана Васильевна Шеянова, профессор кафедры финно-угорской филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), доктор филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6504-3410, sheyanovas@mail.ru
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.