УДК 821.511.152

EDN BLDCSA

 

Научная статья

 

Анималистические образы в прозе мордовского писателя А. Доронина

 

Шеянова С. В.

 

Аннотация

Введение. В отечественном литературоведении традиционно актуальными считаются проблемы поэтики художественного произведения, к которым относятся вопросы структурирования персонажной системы, технологии моделирования образа. Особую значимость имеет исследование анималистической образности в современной мордовской литературе, где образы животных становятся важными функциональными сегментами художественного текста. Цель статьи — описать функции и семантику анималистических образов в прозе А. Доронина, охарактеризовать их обусловленность индивидуально-творческой концепцией мира и человека.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили рассказы А. Доронина, повесть «Верьгиз латко» («Волчий овраг»), романы «Кочкодыкесь — пакся нармунь» («Перепелка — птица полевая»), «Кузьма Алексеев». В работе использованы историко-литературный, описательный и структурно-семантический методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование функциональных возможностей и семантики анималистической образности в прозе писателя отражает общие представления о содержательной структуре и поэтике современной мордовской литературы. Представленные в его произведениях образы животных свидетельствуют об оригинальности художественного мышления автора, который с их помощью показывает не только общественные противоречия эпохи, но и эмоционально-психологическое состояние современника, дает оценку социуму.

Заключение. В произведениях А. Доронина образы животных выступают в роли сюжетообразующих элементов, создают ассоциативно-коммуникативный дискурс. Основные принципы изображения животных в прозе А. Доронина — антропоморфизм, антропоморфизм в сочетании с биоцентризмом и биоцентризм. Формы моделирования образов (или действующее лицо, или «животные» аллюзии) обусловлены идейным замыслом произведений, мироощущением автора, творчески осваивающего широкий диапазон проблем современной действительности.

Ключевые слова: современная мордовская проза, А. Доронин, анималистический образ, анималистический контекст, функция образа, семантика образа

Для цитирования: Шеянова С. В. Анималистические образы в прозе мордовского писателя А. Доронина // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2024. Т. 16, № 2. С. 173 — 186. EDN BLDCSA

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Асратян З. Д. Тематическая и концептуальная роль заглавия в художественном произведении // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22, № 2. С. 488 — 492.

2. Белогурова С. П. Анимализм как культурологический и художественный феномен в общественной мысли рубежа XIX — XX вв.: автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2011. 25 с.

3. Громов Д. В., Громова А. В. Люди и животные в романе «Тихий Дон» // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 3 (39). С. 45 — 52.

4. Демин В. И. Моран Россиясо эсень эрзянь кельсэ… [Пою в России на своем эрзянском…]. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. 232 с.

5. Жулева А. С. Антропоморфные образы в творчестве чукотского писателя Юрия Рытхэу // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2022. № 3 (40). С. 110 — 120.

6. Маршания К. М. «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» Т. С. Элио­та в контексте английской литературной анималистики: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ека­теринбург, 2022. 24 с.

7. Никитина Е. М. Анималистическая образность в прозе М. А. Шолохова 1920 — 1930-х го­дов (от «Донских рассказов» — к «Тихому Дону»): дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2015. 187 с.

8. Орехова Ю. С. Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт: автореф. дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2008. 22 с.

9. Раскина Е. Ю. Образы-символы животных в творчестве Н. С. Гумилева // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. 2019. № 1. С. 18 — 25.

10. Сусорева О. М. Творческая индивидуальность А. М. Доронина: жанровое многообразие прозы писателя в контексте отечественного литературно-художественного процесса // Финно-­угорский мир. 2012. № 1 — 2. С. 24 — 29.

11. Тыменецка-Суханек Ю. «…Одержима духом анимализма»: биоцентризм в русской литературе (Борис Рябинин) // Природные стихии в русской словесности / отв. ред. А. И. Смирнова. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 195 — 205.

12. Храмова М. Н. Семантика зооморфных образов в современной европейской культуре: автореф. дис. … канд. культурологии. СПб., 2015. 25 с.

13. Цыбакова С. Б. Анималистические образы и мотивы как выражение экологической духовности в творчестве Анатоля Боровского // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6 — 5. С. 88 — 95.

14. Шеянова С. В. Проблемно-тематическое своеобразие рассказов А. Доронина // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. Т. 15, № 3. С. 191 — 204. URL: http://vestnikniign.ru/gallery/V-3-2023-st13.pdf

15. Шеянова С. В. Экологическая проблематика и философия природы в современном мордовском романе // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2. С. 107 — 109.

16. Эпштейн М. Н. Мир животных и самопознание человека (по мотивам русской поэзии XIX — ХХ вв.) // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. 1986: Человек — природа — искусство. Л.: Наука, 1986. С. 126 — 146.

 

Статья поступила в редакцию 05.10.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 19.12.2023.

 

Информация об авторе:

Светлана Васильевна Шеянова, профессор кафедры финно-угорской филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), доктор филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6504-3410, sheyanovas@mail.ru

 

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.