УДК 93/94

ЕDN CDSPAW

 

Научная статья

 

Выпускницы Смольного института 1836 г.: социально-экономическая характеристика (по архивным данным)

Пономарева В. В.

 

Аннотация

Введение. Смольный институт являлся старейшим женским учебным заведением Российской империи, служившим образцом для прочих. В двух отделениях института, Воспитательном обществе благородных девиц и Мещанском училище, обучались девочки разных сословий. Цель статьи — анализ социального состава выпускниц Смольного института в 1836 г., материального положения их семей, количественных данных о намерении выпускниц получить специальную педагогическую подготовку или поступить на службу.

Материалы и методы. Основным источником исследования послужило впервые вводимое в научный оборот архивное дело, отложившееся в фондах Смольного института. При подготовке статьи применялись принцип историзма, формально-статистический и историко-биографический методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно правилам института родители или опекуны при приеме девочек в учебное заведение давали обязательство забрать их по окончании учения. Однако нередко за долгие годы пребывания девочек в институте обстоятельства могли измениться. Смерть родителей, разорение или разрушение семьи делали невозможным возвращение их домой. Совет института собирал сведения о материальном положении семей своих подопечных, стараясь заранее определить, кому из них понадобится помощь в устройстве на службу, а кто выразит желание поступить в пепиньерский класс, где давалась специальная педагогическая подготовка.

Заключение. Изученные данные позволяют проследить тенденцию увеличения числа воспитанниц разной сословной принадлежности, нуждавшихся в заработке.

Ключевые слова: эпоха Просвещения, модернизация, Российская империя, педагогика, женское образование, Смольный институт

Благодарности: работа выполнена в рамках НИР АААА-А17-117112850249-9 «История оте­чественной культуры».

Для цитирования: Пономарева В. В. Выпускницы Смольного института 1836 г.: социально-экономическая характеристика (по архивным данным) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2024. Т. 16, № (3). С. 38 — 47. ЕDN CDSPAW

 

Список источников

 

1. Дмитриева Н. А. Процесс формирования системы женского образования в России в XIX ве­ке как объект исторического исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 65. С. 107 — 110.

2. Захарченко М. М. История Киевского института благородных девиц: 1838 — 1888. Киев: Тип. С. В. Кульженко, 1889. 169 c.

3. Карцов Н. С. Мариинский институт: 1797 — 1897. СПб.: Тип. С.-Петербургского градоначальства, 1897. 80 c.

4. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1086 — 1856). СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. 887 c.

5. Мицюк Н. А. Женщины российской провинции XIX — начала ХХ века: воспитание, образование, социокультурное пространство и повседневная жизнь (на материалах Смоленской губернии). Смоленск: Свиток, 2013. 416 с.

6. Пихтина Л. С. Социокультурная характеристика преподавательниц женских учебных заведений г. Иркутска первой половины XIX — начала ХХ в. // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. С. 46 — 51.

7. Пономарева В. В. Мещанские «институты благородных девиц»: сословный состав (конец XVIII — первая половина XIX в.) // Модернизация культуры: диалоги о прошлом и настоящем в науке, искусстве, образовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (25 — 26 мая 2023 г.). Самара: СГИК, 2023. С. 15 — 18.

8. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860 — 1930. М.: РОССПЭН, 2004. 614 c.

9. Черепнин Н. В. Императорское Воспитательное общество благородных девиц: 1764 — 1914. СПб.: Гос. тип., 1914. Т. 1. 630 c.

10. Черепнин Н. В. Императорское Воспитательное общество благородных девиц: 1764 — 1914. Пг.: Гос. тип. 1914. Т. 2. 670 с.

 

Статья поступила в редакцию 28.12.2023; одобрена после рецензирования 06.02.2024; принята к публикации 12.02.2024.

 

Информация об авторе:

Варвара Витальевна Пономарева, старший научный сотрудник Лаборатории истории культуры Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27), доктор исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1707-2281, varvarapon@mail.ru

 

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.