УДК 008:374(470.345)

EDN XATPPX

 

Научная статья

 

Отражение региональной культурной политики в СМИ Республики Мордовия: диалог власти и общества (по итогам 2023 г.)

Пивцайкина О. А., Сульдина Л. В., Шкердина Н. О., Щукин Д. С.

 

Аннотация

Введение. Современная история России характеризуется внедрением новых инструментов в реализацию социальной и экономической политики, одними из которых являются национальные проекты. Контроль государства за исполнением программ осуществляется посредством мониторинга их целевых показателей. Не менее важна оценка общественного восприятия планов власти, индикатором которой выступают в том числе публикации в СМИ и ответная реакция на них населения.

Материалы и методы. Базовыми материалами для исследования стали публикации высокорейтинговых региональных СМИ и страниц социальных сетей и мессенджеров, контент-анализ которых позволил определить степень их социальной значимости. Историко-системный анализ рассмотреть отражение в медиасфере механизмов внедрения и реализации национального проекта «Культура». Методы статистики разрешили оценить активность региональных СМИ при изложении политики региональных властей в области культуры, а также основные тенденции в медийности национального проекта «Культура»; корреляционный анализ взаимосвязей между содержательной частью сообщений о национальном проекте «Культура» и реакций пользователей сети Интернет выявил низкую заинтересованность населения в работе государственной власти.

Результаты исследования и их обсуждение. Продвижение мероприятий национального проекта «Культура» в республиканских СМИ велось в соответствии с развитием самих проектов. Основной новостной контент сосредоточился на проектах, отражающих положительные изменения в инфраструктуре. Ведущий метод подачи новостей нацпроекта — репринтное воспроизведение официальных пресс-релизов. Недостаточно налаженная обратная связь СМИ с аудиторией и формальный подход в изложении содержания мероприятий проекта выступают причинами слабой заинтересованности общественности в работе региональных властей по реализации культурной политики.

Заключение. На основе полученных результатов была представлена имеющаяся в регионе картина взаимодействия власти и общества, на примере освещения работы по реализации национального проекта «Культура». Также были предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы СМИ в освещении рассматриваемой государственной программы.

Ключевые слова: национальный проект, культура, Республика Мордовия, региональные СМИ, новостная информация, медиааудитория

Для цитирования: Пивцайкина О. А., Сульдина Л. В., Шкердина Н. О., Щукин Д. С. Отражение региональной культурной политики в СМИ Республики Мордовия: диалог власти и общества (по итогам 2023 г.) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2024. Т. 16, № 4. С. 134 — 147. EDN XATPPX

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Губницын А. В. Реализация национальных проектов в оценке средств массовой информации (на материалах Архангельской области) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. № 3. С. 358 — 371.

2. Каминская Т. Л., Петросянц Д. В., Симонов К. В., Селезнев П. С., Куприянова Л. М. Национальные проекты России как имиджевая проблема управления // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16, № 4. С. 17 — 34.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.

4. Куршева Г. А., Лаптева И. В., Чернов А. В., Бикейкин Е. Н. Медийность мероприятий в области культуры и общественный резонанс (на материале Республики Мордовия) // Регионология. 2022. Т. 30, № 1. С. 226 — 243.

5. Ларина А. В. Особенности взаимодействия государства и СМИ в решении проблемы сохранения и популяризации объектов культурного и национального наследия России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 4, т. 1. C. 246 — 254.

6. Панюкова С. А. Особенности использования прецедентных текстов в научно-популярных видеоблогах (на примере платформы YouTube) // Медиачтения СКФУ: материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф. (Ставрополь, 23 — 25 мая 2019 г.) / отв. ред.: О. И. Лепилкина, А. М.  Горбачев, Н. Н. Борисенко, Д. А. Шевцова. Ставрополь: Сервисшкола, 2019. С. 299 —    301.

7. Просянюк Д. В. Особенности формирования повестки дня региональными средствами массовой информации в условиях реализации национальных проектов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (22). С. 46 — 54.

 

Статья поступила в редакцию 24.06.2024; одобрена после рецензирования 29.07.2024; принята к публикации 05.08.2024.

 

Информация об авторах:

Ольга Александровна Пивцайкина, старший научный сотрудник отдела теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3), кандидат культурологии, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-7402-8358, olga_poa@mail.ru

Людмила Викторовна Сульдина, старший научный сотрудник отдела теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-8940-0623, suldinalv@mail.ru

Надежда Олеговна Шкердина, главный научный сотрудник — заведующий отделом региональных исследований и этнологии Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3), кандидат исторических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7403-0451, shnadejda@bk.ru

Дмитрий Сергеевич Щукин, старший научный сотрудник отдела теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3782-8285, dmschukin2014@yandex.ru

 

Вклад авторов:

Пивцайкина О. А. — мониторинг социальных сетей республиканских СМИ и корреляционный анализ особенностей продвижения новостной информации, связанной с национальным проектом «Культура», и ее восприятия аудиторией, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию работы по освещению новостей проекта;

Сульдина Л. В. — критический анализ и оценка информационного сопровождения мероприятий национального проекта «Культура» в республиканских СМИ, сведение статистических данных и графическое представление результатов исследования;

Шкердина Н. О. — мониторинг социальных сетей республиканских СМИ и корреляционный анализ особенностей продвижения новостной информации, связанной с национальным проектом «Культура», и ее восприятия аудиторией, характеристика специфики информационного сопровождения мероприятий национального проекта «Культура» в региональных СМИ;

Щукин Д. С. — постановка цели исследования, определение проблематики и выработка методологии исследования, подведение итогов и выводы о медийности мероприятий национального проекта «Культура» в республике.

 

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.